МБОУ СОШ №18
355029, Ставропольский край, г.Ставрополь, пр.Ботанический, 7
  • Функциональная грамотность

    "Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".

    Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН

    Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

    Термин «функциональная грамотность» появился во второй половине XX века. Тогда под ним понимали минимальный набор навыков, позволяющих человеку существовать в социуме: чтение, письмо и счёт. Но с тех пор мир сильно изменился, и «минимальные системные требования» к людям заметно выросли. 

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены шесть направлений: 

    1. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 
    2. Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    3. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства., 
    4. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление - это способность создавать или иным образом  воплощать  в жизнь  что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
    6.  Глобальные компетенции - это специфический обособленный ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills). Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях:
    • заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития;
    • управление поведением;
    • открытость новому;
    • эмоциональное восприятие нового.

    Документы

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Рекомендации

    Для развития функциональной грамотности у взрослых и детей, нужно:

    1. Больше читать, анализировать тексты, вникать в смысл, пытаться понять посыл автора.
    2. Всю новую информацию анализировать критически: задавать вопросы, выделять ключевые идеи, ставить узнаваемые факты под сомнение и изучать их более детально, углубленно.
    3. Постоянно применять на практике получаемые знания. Школьникам учителя дают задания. Дома также можно решать импровизированные проблемы.
    4. Анализировать опыт в разных ситуациях. Нужно вспоминать трудности, которые удалось преодолеть, и вникать в них, понимать, как получилось найти верное решение.
    5. Решать логические задачи. Например, можно разгадывать кроссворды или головоломки.
    6. Дискутировать, обсуждать спорные темы, учиться доказывать свою точку зрения.
    7. Больше общаться, особенно с людьми, обладающими высоким уровнем интеллекта.
    8. Самостоятельно продумывать процессы познания: ставить перед собой цели, определять пути их достижения, проводить анализ, искать лучшие решения, делать выводы.
    9. Расширять кругозор – учить новые слова, вникать в искусство, культуры разных народов, научные направления, мнения ведущих специалистов в той или иной сфере.
    10. Участвовать в викторинах, интеллектуальных играх и конкурсах, посещать центры развития и дополнительного образования.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie